Фоменко Александр. Мастер спорта РФ. Обладатель 1КЮ по каратэ шотокан (тёмно-коричневый пояс). Занимается каратэ с 2003 года. Старший инструктор ЦРИМК "СИНТАЙ". Член сборной МУДОД ДЮСШ единоборств "Каратэ" и сборной Челябинской области. Чемпион России среди студентов 2012 года. Бронзовый призёр Кубка Европы 2012 года в составе сборной Урала. Четырёхкратный бронзовый призёр Чемпионата России и Серебрянный призёр Кубка России в команде. Неоднократный победитель Международных и Всероссийских турниров по каратэ.

  Резепин Алексей. Занимается каратэ с 2006 года.Инструктор ЦРИМК "СИНТАЙ" по каратэ. Обладатель 2 КЮ (коричневый пояс). Член сборной МУДОД ДЮСШ единоборств "Каратэ".

  Гавриленко Валерия. Занимается каратэ с 2008 года. Младший инструктор ЦРИМК "СИНТАЙ" по каратэ. Обладатель 3 КЮ по каратэ (синий пояс). Победительница первенства Уральского региона в 2010 году. Серебрянная призёрка Уральского региона в 2009 году. Член сборной МУДОД ДЮСШ единоборств "Каратэ".

 Норина Екатерина. Занимается каратэ с 2005 года. Обладательница 2 КЮ по каратэ (коричневый пояс). Инструктор ЦРИМК "СИНТАЙ" по каратэ. Член сборной МУДОД ДЮСШ единоборств "Каратэ". Призер Чемпионата Уральского региона по каратэ.

 Шубин Илья. Занимается каратэ с 2003 года. Обладатель 1 КЮ по каратэ шотокан (тёмно-коричневый пояс). Старший инструктор ЦРИМК "СИНТАЙ". Член сборной команды МУДОД ДЮСШ единоборств "Каратэ". Неоднократный победитель и призёр областных, региональных, Всероссийских, Международных Чемпионатов и турниров в разделах кумитэ и ката. Победитель Всероссийского турнира по каратэ шотокан "Сибирский кедр" в г.Курган в разделе ката. Участник Чемпионата России в 2010 году.

 

Программа аттестации на 9 – КЮ

 

Кихоны (5):

 

  1. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с камае-тэ;
  2. Вперёд в кокуцу дачи с камае-тэ. Маватэ в кокуцу дачи;
  3. Вперёд в Фудо дачи с камае-тэ. Маватэ в дзенкуцу дачи;
  4. Вперёд в киба дачи с камае-тэ. Маватэ в киба дачи.

Камае (5):

В киба дачи:

  1. Цуки (дзёдан, чудан, гедан);
  2. Санбон цуки  –  дзёдан/ гедан/ чудан;
  3. Аге уде уке;
  4. Учи уде уке;
  5. Сото уде уке;
  6. Гедан барай;
  7. Шуто уке.

В дзенкуцу дачи:

1.   Кидзами цуки;

2.   Гьяко цуки.

Ката:

  1. Тайкуоки-шодан;
  2. Дачи камае ката.

Теория:

  1. Уметь завязывать пояс;
  2. Уметь сворачивать Каратэ-ги;
  3. Полный ритуал додзё;
  4. Стойки внимания.

_____________________________________________________________________________

Условные обозначения:

(5)                - исполняется пять раз подряд;

(3х3)    - исполняется три раза в прямом и три раза в обратном направлении.

/           - экзаменуемый не меняет стойку слева направо или наоборот.

+       - экзаменуемый меняет левую стойку на правую или наоборот, т.е. делает шаг вперёд или назад.     

 

 СТОЙКИ – ДАЧИ:

  1. Внимания:
  • Хайсоку – 1 стойка внимания. Ноги вместе. Руки по швам в ладонях.
  • Мусуби – 2 стойка внимания. Стойка приветствия. Из неё делается формальный ритуальный поклон. Ноги – пятки вместе, носки врозь примерно на ширине ступни. Руки по швам в ладонях.
  • Ура Хачиджи – стойка медитации. Внутренняя стойка. Ноги – пятки на ширине плеч, носки на ширине ладони. Руки перед собой.
  • Хейко – параллельная стойка. Ступни на ширине плеч по внешней стороне параллельны. Руки перед собой вниз под 45 градусов в кулаках.
  • Хачиджи (йой, шизентай) – стойка боевой готовности, свободная стойка. Ноги - пятки на ширине плеч, ступни  чуть произвольно развернуты в сторону. Руки перед собой вниз под 45 градусов в кулаках.
  • Тейдзи – Т-образная стойка. Базовое расстояние примерно длина ступни.
  • Ренодзи – Г-образная стойка. Базовое расстояние равно ширине плеч. 
  • 2. Боевые:
  • Дзенкуцу – передняя стойка. Внешняя стойка. Между пятками две ширины плеч, передняя нога согнута, колено висит над большим пальцем передней ступни или рядом с ним с внутренней стороны, задняя нога выпрямлена, ступня смотрит вперед примерно под 45 градусов и плотно прижимается к полу. Таз поджат. Если смотреть на себя спереди в зеркало, то видно примерно расстояние ширины плеч между пятками. Вес тела 60 процентов (в некоторых школах 70) на переднюю ногу. 
  • Кокуцу – задняя стойка. Внешняя стойка. Между пятками примерно 2,5 длины ступни. Пятка передней ноги находится напротив пятки задней ноги, образуя длинную букву  - Г. Передняя нога чуть полусогнута в колене. Задняя нога согнута, и колено смотрит в сторону под 90 градусов. Таз поджат. Туловище под 45 градусов относительно линии стойки. Вес тела 70 процентов на задней ноге. 
  • Киба – железный всадник (всадник в седле). Внешняя стойка. Между пятками две ширины плеч. Ступни строго параллельны по внешним краям. Колени согнуты и вывернуты максимально наружу. Таз поджат. Вес тела равномерно на обеих ногах 50 на 50. 
  • Фудо (сончин) – прочная. Универсальная стойка. В зависимости от школы может быть внутренней или внешней. Базовое расстояние две ширины плеч. Таз поджат. Туловище и линия ног под 45 градусов к противнику (пятки находятся по углам квадрата). Передняя нога смотрит на противника. По форме очень похожа на киба дачи. Считается стойкой начинающих бойцов из-за удобного расположения туловища и ног относительно противника. 
  • Шико – прямоугольная. Стойка сумо. В каратэ используется редко. Базовое расстояние две ширины плеч между пятками. Внешние стороны стоп смотрят в перспективе на прямой угол сзади бойца, что позволяет оказывать сопротивление вперед и сталкивать противника с его позиции с большой силой. 
  • Ура дзенкуцу – обратная (вывернутая) передняя. Базовое положение ног такое же, как в дзенкуцу дачи. Отличия: вес тела 70 процентов на переднюю ногу, и плечевой пояс максимально повернут в сторону задней ноги к противнику.  
  • Коса – скрученная. Промежуточная (проходная) стойка. В зависимости от школы, от типа передвижений имеет разное базовое расстояние и положение ног. 
  • Некоаши – кошачья (леопарда). Стойка внутренняя. Вес тела 90 процентов на задней ноге. Передняя нога опирается на полупальцы. Подъем образует прямую линию с голенью передней ноги и пятка ориентирована на середину задней стопы стоящей под 45 градусов к противнику. Таз поджат. Туловище повернуто прямо к противнику. В зависимости от школы может быть одна или две разновидности стойки (короткая и длинная). 
  • Санчин - песочные  часы (тридцати трёх треугольников). Стойка внутренняя. Базовое расстояние на ширине плеч. Передняя нога под 45 градусов к противнику. Задняя нога направлена на противника. Колени на ширине ладони. Таз под 45 градусов к противнику, поджат. Пятки расположены по диагонали квадрата. Стойка универсальная. Считается стойкой продвинутых мастеров. 
  • Цури-аши – журавля. Стойка на одной ноге. Вторая нога находится произвольно перед собой на полу, или в воздухе. 
  • Саги-аши – цапли. Стойка на одной ноге. Вторая нога находится, сбоку прижимаясь стопой к колену опорной ноги или под колено (в сгибе) подъемом стопы. 
  • Хиза – на колене. Стойка на одном колене (стойка преклонившего колено рыцаря). Базовое расстояние ног соответствует стойке дзенкуцу. Единственное различие – пятка  задней ноги оторвана от земли и стоит на полупальцах.

Краткий словарь терминов и команд:

Мае-ни – движение вперёд;

Ушира-ни – движение назад;

Дачи – стойка;

Камае – положение;

Тэ – руки, древнее боевое Окинавское искусство голыми руками;

Кихон – выполнение базовых приемов каратэ в движении в определенном ритме;

Маватэ – поворот на 180 градусов;

Цуки – прямой удар кулаком поверхностью сейкен;

Сейкен – две костяшки кулака указательного и среднего пальцев;

Киме – кратковременное максимальное напряжение всего тела в конечной стадии удара (кенсей);

Дзё – верхний;

Чу – средний;

Ге – нижний;

Дан – уровень;

Уке – блок рукой, техника защиты;

Аге – восходящий;

Учи – изнутри наружу;

Сото – снаружи вовнутрь;

Барай – смахивать;

Шуто – ребро ладони;

Уде – предплечье;

Кидзами – удар-укол передней рукой из переднего положения в выпаде;

Ои – одноименное с передней ногой;

Гьяко – разноименное с передней ногой (т.е. от задней ноги);

Сейдза – положение сидя, она же команда сесть в ритуальное медитационное положение;

Ичи (ити), шо (сё) – один, раз, первый;

Ни – два;

Сан – три;

Йон (Си) – четыре;

Го – пять;

Роко – шесть;

Сичи (Сити) – семь;

Хачи (хати) – восемь;

Кю – девять;

Дзю – десять;

Ката – комплекс формальных упражнений имитирующих бой с несколькими противниками;

Каратэ-ка – человек занимающийся каратэ;

Кара – китайский, пустой, свободный;

До – путь (развитие в гармонии) связанный прежде всего с духовным ростом;

Додзё – (путь к вершине) зал для занятий каратэдо;

Каратэ-ги – одежда для занятий каратэдо;

Ос-с – Учение и терпение. Два иероглифа в виде двух соприкасающихся выпуклостями полумесяцев. Обычно означает понимание (да), или трудно, но я терплю.  

 

 

 программа аттестации на 8 – КЮ

Кихоны (5):

 

  1. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с ой цуки чудан;
  1. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с гьяко цуки чудан;
  2. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с аге уке;
  3. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с сото уде уке;
  4. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с учи уде уке;
  5. Вперёд (назад) в дзенкуцу дачи с гедан барай;
  6. Вперёд (назад) в кокуцу дачи с шуто уке;
  7. Вперёд в дзенкуцу дачи с мае-гери-кеаге чудан (назад с мае-аши-мае-гери-кеаге чудан);
  8. (5х5) Вперёд из дзенкуцу дачи с кидзами цуки / переход в сури-аши-дачи / мае-аши-мае-гери-кеаге чудан / вперёд в дзенкуцу дачи с гедан барай. Маватэ.

Ката:

  1. Тайкуоки;
  1. Хейан-шодан.

Кумитэ:

Гохон-кумитэ:         1.   Тори:       атакует с ой цуки дзёдан.

 Уке:         с аге уке, гьяко цуки чудан.

 2.   Тори:       атакует с ой цуки чудан.

 Уке:         сото уде уке, Гьяко цуки чудан

Характерные недопустимые ошибки:

  1. Колебание корпуса по вертикали (всегда держать прямую линию передвижения по горизонтали, не выпрямлять колени);
  1. Чрезмерный разворот плеч (не более 45 градусов относительно направления стойки);
  2. Отклонение или наклон тела (всегда следить за правильной осанкой);
  3. Неправильный угол кулака при цуки (вперед должен выступать только сейкен);
  4. Взгляд в землю (всегда смотреть вперёд на воображаемого или присутствующего противника);
  5. Неправильное положение ног в дзенкуцу дачи (колено передней ноги выпрямлено, задней – согнуто);
  6. Неуверенные развороты в позициях и проскальзывания;
  7. Плохая техника дыхания;
  8. При передвижении положение бёдер по отношению к полу непараллельное;

10.  Неправильное положение рук при выполнении ударов ногами;

11.  Несоблюдение этикета додзё;

12.  Нарушение порядка выполнения экзаменационных упражнений, плохая осанка, небрежное выполнение движений.

Условные обозначения:

(5х5)    - исполняется пять раз подряд;

(3х3)    - исполняется три раза в прямом и три раза в обратном направлении.

/           - экзаменуемый не меняет стойку слева направо или наоборот.

+       - экзаменуемый меняет левую стойку на правую или наоборот, т.е. делает шаг вперёд или назад.      

 

ПРОГРАММА АТТЕСТАЦИИ

Спортсменов МКУ ДОД ДЮСШ единоборств «Каратэ»

 

8 КЮ-желтая полоска (6 лет и старше)

Выполнение технических действий на месте по требованию экзаменатора:

1.Основные базовые стойки: дзенкутсу дачи, кокутсу дачи, киба дачи.

2.Основные удары и блоки: гедан барай, аге уке, сото уке, шуто уке в шидзентай (хачиджи дачи, хейко дачи); ои дзуки, гиаку дзуки, мае гери - в дзенкутсу дачи.

 КИХОН:

1.Вперед в зенкуцу-дачи с рен-цуки.Маватэ

2.Вперед в зенкуцу-дачи с сото-уде-уке/гьяку цуки чудан

3.Назад в зенкуцу-дачи с аге-уке/гьяку-цуки чудан

4.Вперед в кокуцу-дачи с шуто-уке/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-нукитэ чудан

5.Назад в зенкуцу –дачи с мае-аши-мае-гери-кеаге чудан.Маватэ

6.Вперед в зенкуцу –дачи с маваши-гери дзедан. Маватэ

Примечания:

Перед началом выполнения всех комбинаций экзаменуемый принимает хидари дзенкутсу дачи с гедан барай шагом вперед по команде экзаменатора.

ТЕОРИЯ:

  1. Этикет додзе
  2. Завязывание пояса

ОФП:

  1. Отжимание на кулаках – 10 раз
  2. «Пресс» - 15 раз  

 

 7 КЮ-желтый пояс (7 лет и старше, 1 год обучения)

Выполнение технических действий на месте по требованию экзаменатора:

1.Основные базовые стойки: дзенкутсу дачи, кокутсу дачи, киба дачи.

2.Основные удары и блоки: гедан барай, аге уке, сото уке, шуто уке в шидзентай (хачиджи дачи, хейко дачи); ои дзуки, гиаку дзуки, мае гери - в дзенкутсу дачи.

 КИХОН:

1.Вперед в зенкуцу-дачи с рен-цуки.Маватэ

2.Вперед в зенкуцу-дачи с сото-уде-уке/гьяку цуки чудан

3.Назад в зенкуцу-дачи с аге-уке/гьяку-цуки чудан

4.Вперед в кокуцу-дачи с шуто-уке/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-нукитэ чудан

5.Назад в зенкуцу –дачи с мае-аши-мае-гери-кеаге чудан.Маватэ

6.Вперед в зенкуцу –дачи с маваши-гери дзедан. Маватэ

Примечания:

Перед началом выполнения всех комбинаций экзаменуемый принимает хидари дзенкутсу дачи с гедан барай шагом вперед по команде экзаменатора.

КАТА:

1.Хейан шодан

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

1.Правильное положение стоп, коленей, корпуса, плечи, руки в стойках.

2.Осанка, правильное формирование кулака во время удара.

3.Вращение бедер при выполнении ударной и защитной техники.

 

КИХОН ИППОН КУМИТЭ  

  1. Нападение (тори): ои цуки дзёдан;

Защита (уке): дзёдан аге уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): ои цуки чудан;

Защита (уке): сото уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): мае гери кеаге  чудан;

Защита (уке): гедан барай, гиаку цуки чудан.

Примечания:

  1. Тори  все атаки выполняет поочередно из левосторонней и правосторонней дзэнкутсу дачи гедан камае. Тори принимает Дзэнкутсу дачи шагом назад. Уке выполняет защиту из шидзэнтай с шагом назад и контратакует с киай. После этого нападающий возвращается назад в шидзэнтай, а защищающийся следует за ним, подтягивая заднюю ногу вперед в исходную позицию.
  2. В комбинации №3  гедан барай выполняется по внутренней стороне ноги противника.

ТЕОРИЯ:

  1. Этикет додзе
  2. Завязывание пояса
  3. История каратэ
  4. Принципы каратэ

ОФП:

  1. Отжимание на кулаках – 10 раз
  2. «Пресс» - 15 раз  

 6 КЮ-оранжевый пояс  (8 лет и старше, 2 год обучения)

Выполнение технических действий наместе по требованию экзаменатора:

1.Основные базовые стойки: дзенкутсу дачи, кокутсу дачи, киба дачи.

2.Основные удары и блоки: гедан барай, аге уке, учи уке, сото уке, шуто уке в шидзентай,  (хачиджи дачи, хейко дачи); ои дзуки, гиаку дзуки, мае гери, маваши гери - в дзенкутсу дачи.                  

КИХОН:

1.вперед в зенкуцу-дачи с санбон-цуки(дзедан-чудан-дзедан)

2.Назад в зенкуцу-дачи с аге-уке /гьяку-цуки чудан/аге-уке

3.Вперед в зенкуцу дачи с сото-уде-уке/переход в киба-дачи с уракен-учи(горизонтальный)/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан

4.Назад в зенкуцу дачи с сото-уде-уке/переход в киба-дачи с уракен-учи (горизонтальный)/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан

5.Вперед в зенкуцу дачи с учи-уде-уке/кизами-цуки/гьяку-цуки чудан

6.Назад в кокуцу-дачи с шуто-уке/мае-аши-мае гери кеаге чудан/переход в зенкуцу дачи с гьяку-нукитэ чудан

7.Вперед в зенкуцу дачи с маваши-гери(дзедан)/гьяку-цуки чудан.Маватэ

8.Вперед в киба-дачи+ еко-гери кеаге чудан + уракен учи (горизонтальный).Маватэ

Примечания:

Перед началом выполнения всех комбинаций экзаменуемый принимает хидари дзенкутсу дачи с гедан барай шагом вперед по команде экзаменатора.

КАТА

1.Хейан шодан

2.Хейан нидан

3.Хейан сандан

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ:

1.Правильное положение стоп, коленей, корпуса, плечи, руки в стойках.

2.Осанка, правильное формирование кулака во время ударов и блоков в движении.

3.Вращение бедер при выполнении ударной и защитной техники.

4.Устойчивость.

5.Концентрация, кимэ

КИХОН ИППОН КУМИТЭ  

  1. Нападение (тори): ои цуки дзёдан;

Защита (уке): дзёдан аге уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): ои цуки чудан;

Защита (уке): сото уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): мае гери кеаге  чудан;

Защита (уке): гедан барай, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): ои цуки чудан;

Защита (уке): учи уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): маваши гери дзёдан;

Защита (уке): дзёдан сото уке, гиаку цуки чудан.

Примечания:

Исполнение кихон иппон кумитэ  должно качественно отличаться от 7 кю!

ТЕОРИЯ:

  1. Этикет додзе
  2. Завязывание пояса
  3. История каратэ
  4. Принципы каратэ
  5. Терминология каратэ

ОФП:

  1. Отжимание на кулаках – 20 раз
  2. «Пресс» - 25 раз  

 5 КЮ-зеленый пояс (9 лет и старше, 3 год обучения)

 

КИХОН:

1.Вперёд в киба-дачи с сото-уде-уке/уракен-учи (горизонтальный)/ переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан .

2.Назад в кокуцу-дачи с сото-уде-уке/переход в зенкуцу-дачи с кизами-цуки/гьяку-цуки.

3.Вперед в зенкуцу-дачи с маваши-гери дзёдан/гьяку-цуки чудан/аге-уке. Маватэ.

4.Вперед в кокуцу-дачи с шуто-уке/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан + вперед в киба-дачи с уракен-учи (горизонтальный)/ переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан. Маватэ.

5.Вперед в киба-дачи + ёко-гери-кеаге дзёдан/ёко-эмпи-учи чудан. Маватэ в зенкуцу дачи.

КАТА:

1.Хейан шодан

2.Хейан нидан

3.Хейан сандан

4.Хейан йондан

ОСНОВНЫЕ  МОМЕНТЫ:

1.Фиксация стопы, запястья, колена.

2.Сбалансированность техники, перемещение ног.

3.Работа бёдер во время движения и ударов.

4.Чёткость и эффективность блоков.

5.Скорость.

6.Кимэ.

 

КИХОН ИППОН КУМИТЭ

  1. Нападение (тори): ои цуки дзёдан;

     Защита (уке): дзёдан аге уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): ои цуки чудан;

     Защита (уке): сото уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): ои цуки чудан;

     Защита (уке): учи уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): ои цуки чудан;

     Защита (уке): шуто уке в кокутсу дачи, переход в дзэнкутсу      дачи с гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): мае гери кеаге  чудан;

     Защита (уке): гедан барай, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): маваши гери дзёдан;

     Защита (уке): дзёдан сото уке, гиаку цуки чудан.

  1. Нападение (тори): йоко гери кекоми чудан;

     Защита (уке): гедан барай, гиаку цуки чудан.

Примечания:

Исполнение кихон иппон  кумитэ  должно качественно отличаться от 6 Кю! Во всех видах Кумитэ Уке должен обеспечить уверенную защиту своей центральной линии, «сбивая» атаку  воздействием на атакующую конечность. 

ТЕОРИЯ:

  1. Принципы каратэ
  2. Терминология каратэ
  3. Правила соревнований: запрещенное поведение в спортивном каратэ; разрешенные зоны атак
  4. Дыхание в каратэ

ОФП:

  1. Отжимание на кулаках – 30 раз
  2. «Пресс» - 35 раз  

 4 КЮ-голубой пояс (10 лет и старше, 4 год обучения)

 КИХОН:

1.Вперед в зенкуцу дачи с учи-уде-уке/гьяку-цуки чудан/кизами-цуки.

2.Назад в зенкуцу дачи с учи-уде-уке/гьяку-цуки чудан/кизами-цуки

3.Вперед в зенкуцу дачи с мае-гери-кеаге чудан+маваши-гери дзедан/гьяку-цуки чудан/аге-уке. Маватэ.

4.Вперед в зенкуцу- дачи с ёко-гери-кекоми чудан/гьяку-цуки чудан/аге-уке.Маватэ.

5.Вперед в зенкуцу –дачи с маваши-рен-гери(1-й удар чудан;2-й дзедан)Маватэ.

6.Вперед в зенкуцу дачи с уширо-гери чудан/аге-уке/гьяку-цуки чудан.Маватэ.

 

КАТА:

1.Хейан шодан.                                                                              

2.Хейан нидан.

3.Хейан сандан.

4.Хейдан йондан.

5.Хейдан годан.

 Основные понятия:

1.Работа бедер

2.Устойчивость в стойках

3.Правильный скоростной баланс

4.Жесткость и эффективность атаки, защиты (кимэ)

  КИХОН-КУМИТЭ: (выполняется из стоек миги и хидари)

1. вперед из камае-дачи удар в движении кизами-цуки (дзедан) гьяку-цуки (чудан, дзедан) на хикитэ блок передней рукой сото-уде-уке (спортивный блок)

2. вперед из камае-дачи удар в движении мае-гери (чудан) маваши-гери (чудан, дзедан) уро-маваши (дзедан) на хикитэ блок передней рукой сото-уде-уке (спортивный блок)

 

ТЕОРИЯ:

  1. Терминология каратэ
  2. Правила соревнований: запрещенное поведение в спортивном каратэ; разрешенные зоны атак
  3. Дыхание в каратэ
  4. Понятие «кимэ», «киай». Значение в бою
  5. Критерии оценки

ОФП:

  1. Отжимание на кулаках – 40 раз
  2. «Пресс» - 45 раз  

 

  3 КЮ – синий пояс  (12 лет и старше, 5 год обучения)

 I. КИХОНЫ:

1. (5х5) вперед в зенкуцу дачи с ой-цуки дзедан /переход в кокуцу дати с сото-уде-уке/переход в кокуцу дати с сото-уде-уке/переход в зенкуцу дачи с гьяку-цуки чудан. маватэ.

2. Вперед в зенкуцу дачи с сото-уде-уке/переход в киба дачи с йоко-эмпи-учи/уракен-учи (горизонтальный) переход в зенкуцу дачи с гьяку-цуки чудан.

3. Назад в зенкуцу дачи с сото-уде-уке/переход в кибадачи с йоко-эмпи-учи/уракен-учи (горизонтальный) /переход в зенкуцу дачи с гьяку-цуки чудан.

4. вперед в зенкуцу дачи с мае-гери-кеаге чудан + маваши-гери дзедан/гьяку-цуки чудан/аге-уке.маватэ.

5. (3х3) из зенкуцу дачи назад в сури-аши-дачи с гьяку-учи-уде-уке + вперед в зенкуцу дачи с еко-гери-кекоми чудан/гьяку-цуки чудан. маватэ.

6. Вперед в зенкуцу дачи с маваши-гери дзедан + вперед зенкуцу дачи с уширо-гери чудан/гьяку цуки.

 

II. КАТА:

1.Хейан шодан.

2.Хейан нидан.

3.Хейан сандан.

4.Хейдан йеондан.

5.Хейдан годан.

6. Текки шодан.

 III. КУМИТЭ:

Два сводных боя (до 14 лет – 1,5 минуты; 14-17 лет – 2 минуты; 18 лет и старше – 3 минуты)

 ТЕОРИЯ:

  1. Правила соревнований: запрещенное поведение в спортивном каратэ; разрешенные зоны атак
  2. Дыхание в каратэ
  3. Понятие «кимэ», «киай». Значение в бою
  4. Критерии оценки

ОФП:

  1. Отжимание на кулаках – 40 раз
  2. «Пресс» - 45 раз  

 

 2 КЮ – светло-коричневый пояс (14 лет и старше, 6 год обучения)

КИХОНЫ:

1. (5х5) вперед в зенкуцу дачи с маваши-гери дзедан + вперед в киба-дачи с сото-уде-уке/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан.маватэ.

2. (5х5) вперед в зенкуцу-дачи с ой-цуки дзедан + назад в зенкуцу-дачи с аге-уке + вперед в зенкуцу-дачи с ой-цуки чудан + вперед в зенкуцу-дачи с маваши-гери.дзедан.маватэ.

3. (5х5) вперед в кокуцу-дачи с шуто-уке + назад в кокуцу-дачи с уче-уде-уке + вперед в зенкуцу-дачи с маваши-гери дзедан/гьяку-цуки чудан.маватэ.

4. (5х5) назад в кокуцу-дачи с аге-уке/переход в киба-дачи с шуто-учи дзедан + назад в зенкуцу-дачи с учи-уде-уке/гьяку-цуки чудан. маватэ.

5. (3х3) вперед в киба-дачи с еко-гери-кекоми чудан + еко-ери-кеаги дзедан/хайшу-учи чудан. маватэ.

6. (5х5) вперед в зенкуцу-дачи/в сури-аши-дачи с ой-цуки/мае-аши-мае-гери кеаги дзедан/вперед в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан + вперед в зенкуцу-дачи с маваши-гери дзедан + вперед в зенкуцу-дачи с еко-гери-кекоми чудан/гьяку-цуки дзедан. маватэ.

7. вперед в зенкуцу-дачи с уракен-учи (горизонтальный)/гьяку-цуки чудан + назад в зенкуцу-дачи с аге-уке/гьяку-цуки чудан + вперед в зенкуцу-дачи с мае-гери-кеаге-дзедан/гьяку-цуки чудан.маватэ.

8. вперед в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки дзедан + вперед в зенкуцу-дачи с аши-барай/гьяку-цуки чудан.маватэ.

9. вперед в зенкуцу-дачи с уракен-учи (горизонтальный) + вперед в зенкуцу-дачи с ой-цуки чудан + назад в кокуцу-дачи с учи-уче-уке + вперед в зенкуцу-дачи с мае-гери-кеаге чудан/кизами-цуки дзедан/гьяку-цуки чудан.маватэ.

 КАТА:

1.Хейан шодан.

2.Хейан нидан.

3.Хейан сандан.

4.Хейдан йондан.                         

5.Хейдан годан.

6. Текки шодан.

7. Бассай дай.

 

 1 КЮ – коричневый пояс (14-15 лет и старше, 7 год обучения)

 КИХОНЫ:

1. (5х5) назад в зенкуцу-дачи с гедан-барай + вперед  в зенкуцу-дачи с мае-гери-кеаге чудан/кизами-цуки/гьяку-цуки чудан + назад в зенкуцу-дачи с аге-уке/гьяку-нукитэ чудан.маватэ.

2. (5х5) вперед в зенкуцу-дачи с аге-уке/гьяку-цуки чудан/гедан-барай/гьяку-цуки дзедан + вперед в зенкуцу-дачи с мае-гери-кеаге чудан/гьяку-чуки чудан/переход в киба-дачи с шуто-учи дзедан.маватэ.

3. (5х5) вперед в зенкуцу-дачи с аге-уке/гьяку-цуки чудан + вперед в зенкуцу-дачи с мае-гери-кеаге дзедан/учи-уде-уке/кизами-цуки/гьяку-цуки чудан.маватэ.

4. (5х5) назад в кокуцу-дачи с шуто-уке/мае-аши-маваши-гери чудан в зенкуцу-дачи/гьяку-нуките чудан + вперед в зенкуцу-дачи с маваши гери дзедан/гьяку-цуки чудан.маватэ.

5. (3х3) вперед в зенкуцу-дачи/в сури-аши-дачи с кизами-цуки/мае-аши-мае-гери-кеаге дзедан/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-цуки чудан + вперед в зенкуцу-даци с маваши-гери дзедан + вперед с еко-гери-кекоми чудан/гьяку-цуки дзедан/мае-гери-кеаге чудан.маватэ.

6. вперед в зенкуцу-дачи с уракен-учи (горизонтальный) гьяку-цуки чудан/в глубокую зенкуцу-дачи с кизами-цуки + вперед в зенкуцу-дачи с мае-гери-кеаге дзедан/гьяку-цуки чудан. маватэ.

7. назад в кокуцу-дачи с шуто-уке/мае-аши-еко-гери-кекоми чудан/переход в зенкуцу-дачи с гьяку-аге-уке/кизами-цуки/гьяку-цуки чудан.маватэ.

8. вперед в зенкуцу-дачи с уракен-учи (горизонтальный)/гьяку-цуки чудан/миги-ура-маваши-гери дзедан.маватэ.

9. назад в кокуцу-дачи с сото-уде-уке + вперед в зенкуцу-дачи с уширо-гери чудан/уракен-учи (горизонтальный)/гьяку-цуки чудан.маватэ.

КАТА:

1.Хейан шодан.

2.Хейан нидан.

3.Хейан сандан.

4.Хейдан йондан.

5.Хейдан годан.

6. Текки шодан.

7. Бассай дай.

8. Канку дай.

Десять принципов занимающегося каратэдо:

  1. УВАЖЕНИЕ – СОНТЁ  Уважительное отношение к людям и вещам. Это – первая обязанность занимающегося каратэдо;
  2. ЧЕСТЬ – МЭЙЁ  Строгое соблюдение моральных принципов и верность идеалу поведения, достойного уважения;
  3. ИСКРЕННОСТЬ – МАКОТО   Качество присущее тому, кто не скрывает своих чувств и мыслей и умеет быть самим собой;
  4. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ – ТЮДЗИЦУ   Чувство долга и необходимость добросовестно выполнять свои обещания и взятые на себя обязательства – неразделимы;
  5. ДОБРОТА – СИНСЭЦУ   Доброта – один из признаков силы и храбрости, отличительная черта человеколюбия, заставляющая с уважением относиться к человеческой жизни;
  6. СКРОМНОСТЬ – КЁКЭН   Это умение быть почтительным и скромным, лишенным надменности и тщеславия;
  7. ПОРЯДОЧНОСТЬ – СЁДЗИКИ   Неукоснительно соблюдать и никогда не уклоняться от своих обязательств, что позволяет безошибочно принимать справедливые и правильные решения;
  8. ДОБЛЕСТЬ – ЮКИ    Сила духа, перед которой отступают опасность и боль. Храбрость, мужество и особенно воля к победе – составляющие этого качества;
  9. САМООБЛАДАНИЕ – ДЗИСЭЙ   Это основное качество занимающегося каратэдо, обуславливающее его эффективность. Кодекс чести и философия КАРАТЭДО направлены на обретение и развитие этого качества;
  10. В КАРАТЭ НЕ НАПАДАЮТ ПЕРВЫМИ – КАРАТЭ НИ СЭН ТЭ НАСИ

Каратэист не должен быть агрессивным и жестоким и никогда не может быть инициатором конфликтных ситуаций, применяя свои знания и умения только для самозащиты.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КАРАТЭ-ДО

Основные принципы каратэ-до:         

1. Всегда помни, что каратэ-до начинается и заканчивается уважением к себе и окружающим.

2. Каратэ-до создано не для атаки.

3. Каратэ воспитывает праведность.

4. Начни с познания себя, а затем с других.

5. Техника разума важней техники тела.

6. Позволь своему разуму странствовать свободно.

7. Помни, что невнимательность и небрежность приводят к неудачам.

8. Никогда не считай, что каратэ занимаются только в додзё.

9. Каратэ-до – это на всю жизнь.

10. Все, с чем ты сталкиваешься, есть аспект каратэ; найди в нем изумительную истину.

11. Каратэ подобно кипящей воде: если ты не поддерживаешь сильный огонь, она становится прохладной.

12. Не думай о победе; думай о том, чтобы не получить поражение.

13. Действуй согласованно с действиями противника.

14. Проводи поединок с соответствующей стратегией.

15. Считай свои руки и ноги острыми мечами.

16. Выйди наружу - и ты встретишь десять тысяч врагов.

17. Начиная обучение, осваивай различные стойки, но затем полагайся на естественные позы.

18. Ката - основа всего.

19. Никогда не забывай о своих сильных и слабых сторонах, ограничениях своего тела и относительности качества своей техники.

20. Постоянно оттачивай свой разум.

 

История и развитие шотокан каратэ

Основатель каратэ-до (карате-до) и его классического стиля Шотокан (сетокан), Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.) родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая.

Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времен каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жестким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны.

Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание "победить или умереть" призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы - "одним ударом наповал, движение - минус противник", "только опыт имеет значение", были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин - рю Каратэ.. В отличие от староокинавского направления Шорэй ("душа, постигшая просветление"), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры - Асато Анко был непревзойденным специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера.

Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя. Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. В 1912 году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали свое искусство. Рос интерес к боевым искусствам.

Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашен на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную популярность каратэ у широких слоев населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал ее учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель дзюдо, пораженный техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. В 1922 году выходит книга "Рюкю Кэмпо Каратэ" (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: "что такое каратэ", "ценность каратэ", " тренировки и преподавание", " организация каратэ", "основные принципы и ката". В приложении к книге "Рюкю Кэмпо Каратэ", были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития.

Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. "В каратэ каждый находит то, что ищет",- говорил великий мастер.

В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито-рю). Реформа была неизбежна. "Каратэ может быть одно"- говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались.

Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он не столкнулся" - так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, бескорыстный, истинный). В 1935 году Гичин Фунакоши ввел иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве Фунакоши с соратниками провели огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара.

В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэ-до. Весной 1936 года он был открыт под названием "Шотокан", на котором настояли ученики Фунакоши. "Шото" или "Сёто" - псевдоним учителя, "Кан" - здание, дом. В этом зале оттачивали свое мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: "Мы из Шотокана". В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэ-до (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела.

Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 - 1945). Великий учитель видел в нем своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом "Шотокан", вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввел удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши - дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай.

Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 - 1989 гг.) привел Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных войск и запрету будо.  Однако  каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трехмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку)В 1955 году Гичин Фунакоши создал японскую ассоциацию каратэ (JKA), практикующую стиль мастера – Шотокан. Фунакоши скончался 26 апреля 1957 года после 75 лет обучения и преподавания каратэ. Его долгая и плодотворная жизнь стала воплощением добродетелей Шотокан Каратэ - смелости, учтивости, целостности, скромности и самоконтроля. После смерти Гичина Фунакоши ассоциацию возглавил один из его учеников – Масатоши Накаяма, обучивший и воспитавший многочисленную плеяду спортсменов и тренеров, которые продолжили работу по пропаганде и популяризации каратэ в мире.

В Европе первыми его пропагандистами были японские инструкторы, волею судеб оказавшиеся в Старом свете. Они были готовы обучать своему искусству новых учеников, но не прилагали никаких усилий для создания, по подобию других видов спорта, национальных и международных организаций. Однако их европейские ученики постепенно приходили к пониманию необходимости этого.

В 1963 г. Жак Делькур, президент Французской ассоциации каратэ, пригласил в Париж представителей 7 стран Европы, наиболее активно развивавших в то время каратэ. 15 декабря 1963 г. в Париже состоялся I Европейский конгресс каратэ с участием представителей Франции, Бельгии и Великобритании. На нем обсуждалось положение каратэ в Европе и перспективы его развития, предложения по унификации правил соревнований.

Конгресс положил начало ежегодным встречам представителей национальных организаций каратэ европейских стран, число которых неуклонно возрастало. III Европейский конгресс каратэ 21 ноября 1965 г. принял решение о создании Европейского союза каратэ (European Karate Union – EKU). Его президентом был единогласно избран Ж. Делькур. Отметим, что EKU образовался всего лишь на год позднее Всеяпонской федерации каратэ до (1964).

В то же время многие школы и на Окинаве, и в Японии вообще не признают соревнования. В результате в современном мире каратэ может представать и как популярная спортивная дисциплина, и как система воспитания личности, и как система рукопашного боя, ориентированная не на условный, а на вполне реальный бой не на жизнь, а на смерть.

Начиная с 60-х годов XX века каратэ широко распространяется по всему миру. Шотокан является наиболее массовым стилем каратэ, его практикуют многие миллионы людей во всём мире. Существует несколько всемирных федераций, которые развивают стиль Шотокан: JKA, JKS, WSKF, SKIF, JSKA, IKA и другие.

 

Киай

Кимэ часто сопровождается с акцентированным криком («киай»), позволяющим значительно усилить силу удара или мощь блока.

 

Слово («киай) является сложным. Первая его часть, ки, означает «ум», «воля», «склад ума», «внутренняя энергия» а «ай» представляет собой сокращенную форму глагола авасу, означающего «объединять», «собрать вместе», «соединить в одно целое». Таким образом, киай – резкий выкрик в момент кимэ, крик изнутри, из глубины вашего существа, который собирает ваши духовные и физические силы и на мгновение фокусирует их на цели. Выкрик на долю секунды выбрасывает из вашего сознания все остальное, чтобы вы могли сосредоточить на цели ваше внимание, а напряжение мускулов, которое необходимо для выкрика, помогает сфокусировать на цели мышцы, как наружные, так и внутренние.

Под названием «киай» обычно понимали специфический боевой метод, основанный на использовании голоса в качестве оружия. Тот факт, что крик, даже пассивный, может заставить опасного врага оставить свои агрессивные намерения или даже прервать уже начатую атаку, вполне мог дать начало активному использованию человеческого голоса в качестве составной части боевой стратегии.

 

Понятие "кимэ"

В переводе с японского это слово приблизительно означает «дух решительности». На практике же выражает полную моральную и физическую сосредоточенность в момент касания противника, независимо, что это: атака, контратака или блокировка.

При этом в долю секунды вся ваша энергия должна быть вложена именно в это движение или удар.

Кимэ (фокус) это объединенная психическая и физическая энергия, которую можно направлять и контролировать. Это способность мгновенного проявления максимальной физической силы при помощи психической силы.  

Кимэ – предельная концентрация сознания и тела для достижения максимальной эффективности, это взрыв энергии, сконцентрированный в одной точке на последнем отрезке траектории удара или блока. Энергия, накопленная для удара, должна пройти сквозь цель в момент контакта. Ментальное и физическое целое ударяет цель, все тело в одно мгновение движется в одном направлении, никакая часть энергии при этом не должна рассеиваться.

Со стороны данный эффект похож на взрыв, на электрический разряд, вспышку света, т. к. кимэ на самом деле самая большая и в данный момент возможная концентрация всех мышц, участвующих в определенном движении. Это особая энергия, без которой каждый удар был бы лишь растрачиванием силы.

Чтобы кимэ оказался эффективным, он должен быть как можно более быстрым. Когда скорость в конечной точке максимальна, а концентрация полная и мгновенная, удар достигает огромной силы. Тело производит самую большую энергию тогда, когда кулак, рука, туловище и нога одновременно достигнут самой большой скорости, то есть, когда осуществится принцип сосредоточенности силы. Чтобы энергия всего тела полностью была перенесена на кулак, необходимо максимально быстрое включение всех суставов, участвующих в выполнении движений, что достигается предельно быстрой концентрацией мышц. Кимэ определяется тремя кажущимися противоречивыми факторами: максимальной скоростью, максимальной силой, остановкой движения (замедлением удара).

Для правильного выполнения движения необходимо, чтобы все три элемента в пространственном и временном отношениях были надлежащим образом согласованы. 

 

Средства изучения каратэ

Средствами изучения каратэ являются кихон (базовая техника), ката (отработка техники в передвижении без партнера), кумитэ (тренировка с партнером, поединок).

Кихон

Кихон – фундаментальный метод освоения базовой техники. Это средоточие первопринципов, первоначал каратэ. В традиционных школах каратэ фундамент закладывается несколько лет, а шлифовка базовой техники продолжалась всю жизнь. В кихоне заложена последующая эволюция, устремленная к единению «тела», «души», «духа». Единение тела начинается с осознания и ощущения тандэна как «центра единения», правильной позиции, обеспечивающей баланс, и собирания важнейших мышечных групп. Ритмизация движения и дыхания способствует правильной координации в исполнении техники, повышению ее эффективности. Попутно формируются навыки управления энергией и концентрации. Ключевые навыки и способности, закладываемые при постоянной работе в кихоне, закрепляются и развиваются в более сложных разделах подготовки.

Ката

Ката – это традиционные «формы», «произведения» воинского искусства, символические «изваяния» его содержания. Это боевые танцы с «тенями» нескольких противников. Ката – важнейший инструмент приобщения к традиции и средство самопознания. Работа над ката должна занимать половину времени тренировок.

Кумитэ

Кумитэ в концепции каратэ имеет особое значение. Виды и формы кумитэ многообразны. Бои, которые ведутся по спортивным правилам, позволяют относительно безопасно усложнять задания, постепенно снимать ограничения и подходить к опасной черте. Условий, в которых ведутся жесткие контактные поединки на спортивных татами, вполне достаточно, чтобы боец мог испытать реальность единоборства. В учебных кумитэ наращивается сила и шлифуется мастерство. В состязательных же боях накапливается бесценный опыт побед и поражений. Практика кумитэ – важнейший и наиболее специфический метод единения воинского ремесла, искусства и Пути.

 

Терминология в каратэ

Как и во многих видах спорта в каратэ применяется специальная терминология. С ее помощью точно и кратко обозначаются предметы и понятия. Терминология тесно связана с содержанием, с теорией и практикой каратэ.

 

В каратэ принято использовать только японские термины. Произносятся они на японском языке и применяются с учетом квалификации занимающихся.

Все упражнения и движения в каратэ выполняются под счет до десяти:

1 – ити,

2 – ни,

3 – сан,

4 – си,

5 – го,

6 – року,

7 – сити,

8 – хати,

9 – ку(кю),

10 – дзю.

Первый – дай-ити, второй – дай-ни и т. д. Пара – итцуй.

 

Общие понятия для начинающих заниматься:

сихан – мастер (5 дан и выше),

сэнсей – учитель,

сэмпай – старший ученик,

додзё – зал для занятий,

кихон – базовая техника,

ката – формальные движения,

кумитэ – спарринг,

ос! – традиционная форма приветствия,

ногарэ – мягкое дыхание,

ибуки – изометрическое силовое дыхание,

нидан – двойной,

санбон – тройной.

 

Команды:

сэйдза – принять позу для сидячей медитации,

андза – принять расслабленную позу,

мокусо – закрыть глаза,

мокусо яме – открыть глаза,

таттэ – встать,

ёй – приготовиться,

камаэтэ – принять положение,

хадзимэ – начать,

ямэ – закончить,

маваттэ – повернуться,

хантай – сменить стойку на противоположную,

наорэ – вернуться в исходное положение,

ясумэ – расслабиться.

 

Уровни:

дзёдан – верхний,

чудан – средний,

гэдан – нижний.

 

Направления:

агэ – вверх,

ороси – сверху вниз,

маэ – вперед,

ёко – в сторону,

усиро – назад,

маваси – по кругу,

сото – снаружи внутрь,

ути – изнутри наружу,

хидари – левая,

миги – правая,

ой – одноименное положение,

гяку – разноименное положение,

маэ коса – зашаг спереди,

усиро коса – зашаг сзади,

кайтэн – поворот через спину,

ура – техника, выполняемая с поворотом на 360 градусов.

 

Этикет Каратэ. Правила поведения

«Истинная цель искусства каратэ — это не победа или поражение, а совершенствование характера человека». Гичин Фунакоши

1. Необходимо уважать Учителя (сенсея) и философию каратэ, а также способ, с помощью которого сэнсэй передает это Учение.

2. К старшим относиться с уважением и почтением, с равными дружить, младшим помогать.

 

3. Недопустимо завидовать старшим, хвастаться перед равными, эксплуатировать младших.

4. Слушайте инструкции, которые дает сэнсэй, и выполняйте все его указания искренне и в полную меру своих сил. Спорам и критике здесь не место.

5. Нужно уважать всех старших по возрасту и рангу. Когда кто-то из обладателей чёрного пояса или старших учеников входит в зал, нужно встать и произнести «Осс».

6. До того, как обратиться или поприветствовать  тренера необходимо сказать «Осс» и поклониться в их сторону. То же самое необходимо сделать при прощании. Эти правила должны соблюдаться и вне Додзё. Если неясно, какой пояс у другого ученика, нужно приветствовать его, как старшего. 

7. Ученики должны поклониться и сказать: «Осс» при входе в зал, повернувшись к передней части зала (зона «Шиндзэн»), а также могут приветствовать дополнительным поклоном учеников, находящихся в зале. Поклон залу при входе означает внутреннюю готовность либо вступить в определенный режим работы с полной самоотдачей, либо ( при выходе из зала) искренне поблагодарить то место и людей, помогающих продвигаться на Пути Самопостижения и Самосовершенствования.

8. Ученики обязаны вовремя приходить на тренировки. Опоздавший должен поклониться, сказать «Осс» и ждать разрешения присоединиться к остальным. Получив разрешение приступить к тренировке, нужно поклониться, сказать «Осс» или «Сицурэй Симас» («извините за беспокойство»). Затем встать и занять положение позади группы и помнить о том, что нельзя проходить перед другими учениками, и тем более тех, кто выше по уровню.

9. Ученики должны следить за своей формой: кимоно(доги), щитками, перчатками и т.д. Всё это нужно содержать в чистоте и порядке и призывать к порядку других. Разрешается приходить на тренировки только в чистом белом доги. Не разрешается заниматься в порванной форме. Неопрятный внешний вид говорит о пренебрежительном отношении к окружающим и Додзё.

10. Не поправляйте форму и не снимайте ничего во время тренировок без соответствующего на то разрешения. Поправлять кимоно нужно быстро, повернувшись к тыльной стороне зала.

11. Ученики должны немедленно выполнять все команды и просьбы тренера, при этом нужно громко ответить «Осс». Вялый или безразличный ответ считается неучтивым.

12. Во время тренировок каждый должен сконцентрировать всё внимание на технике исполнения упражнений, а не смотреть по сторонам и не думать о посторонних вещах. Ученики должны уважать и ценить своих тренеров и друг друга.

13. Во время тренировок учащимся иногда разрешается сесть и расслабиться, что означает отдохнуть от позиции «Сэйдза» и сесть в позицию «Андза» (свободно). Но при этом запрещается разговаривать, ёрзать на месте и мешать продолжению занятий.

14. Нельзя покидать тренировку, пока не получено на это соответствующее разрешение. Если вам срочно нужно выйти из зала, вежливо объясните причину своего ухода инструктору.

15. Чтобы избежать возможных травм во время занятий, ученикам не следует надевать украшения, часы или иметь при себе острых и режущих предметов. Допускается носить очки, однако во время кумитэ их следует снимать или пользоваться контактными линзами. Кроме того во время кумитэ необходимо одевать щитки, перчатки, защиту на грудь и пах.

16 Спортивный зал является почитаемым местом, поэтому ученики не должны носить головные уборы и сквернословить в стенах школы. Запрещается также курить, жевать жвачку, есть, и употреблять любые напитки. Нельзя заходить в зал в обуви

17. Все ученики принимают участие в уборке зала после занятий. Они должны содержать зал в чистоте и приходить сюда, как в особое, почитаемое место

18. Каждый должен поддерживать атмосферу братства в Додзё, нельзя омрачать её недостойным эгоистическим или обидным поведением. В бою необходимо воздерживаться от негативных эмоций, так как такие чувства приводят к повышенному травматизму.

19. Не допускаются сплетни и оскорбительные замечания в адрес учеников, а также в адрес иных видов восточных единоборств.

20. В любой ситуации необходимо вести себя достойно, чтобы ваше поведение не нанесло вреда репутации Федерации Каратэ. Ученикам запрещено применять технику каратэ для причинения целенаправленного вреда другому человеку, за исключением тех случаем, когда вашей жизни или жизни ваших близких угрожает реальная опасность.

21. Учащиеся должны вести себя вежливо и уравновешенно, быть сдержанными, благоразумными и этичными во всех ситуациях, никогда не забывать суть Каратэ: «Держи голову низко (будь скромен), глаза высоко (будь честолюбив), будь сдержан в словах (следи за тем, что говоришь), будьте добросердечны (относись к людям с уважением). Будьте добры к окружающим, начните со своих родителей, любите и уважайте их.